Агрегаторы такси начали образовываться примерно 15 лет назад, они росли медленно и незаметно, постепенно распространяясь по городам России. Но в последние 5 лет произошел настоящий бум, вызвавший их стремительный рост. Это связано, в первую очередь, с развитием информационных технологий, в том числе с доступностью смартфонов и высокоскоростного Интернета. Дополнительным, но также немаловажным фактором стал приход на рынок крупных амбициозных игроков.
На текущий момент известно, что агрегаторы занимают уже более трети (!) всего рынка такси в России. По данным аналитического центра при правительстве РФ на 2017 год (данные за 2018 еще не обнародованы) лидирует компания Fasten с долей чуть более 12%. Лидером она стала после слияния весной 2017 с другим крупным агрегатором — RuTaxi. Известно, что в объединенную компанию были внесены крупные инвестиции (порядка 100 миллионов долларов) со стороны фонда UFG Private Equity, который стал ее крупнейшим акционером. Таким образом, сейчас Fasten, известная брендами «Сатурн» и «RedTaxi», а также RuTaxi с брендами «Везёт» и «Лидер» — это одна и та же компания. Интересно, что основатель Fasten Евгений Львов совместно с зарубежными партнерами также запустил одноименное приложение для заказа такси в США. Запуск произошел еще в 2015 году в Бостоне, сейчас сервис функционирует в Бостоне и Остине.
На втором месте идут так называемые «столичные агрегаторы». Яндекс.Такси и Uber, также совершившие сделку по слиянию в начале 2018 года, сейчас присутствуют на рынке таксомоторных перевозок с долей, превышающей 10%. При этом, создав обширную базу в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, «Яндекс» активно пошел по регионам и, очевидно, что его доля в провинции будет стремительно расти. Кроме того, данная компания активно привлекает водителей такси к сотрудничеству, используя масштабную рекламу в СМИ и предоставляя им различные финансовые бонусы.
Третье место занимает «Максим», представленный в очень большом количестве российских городов. Интересно, что история этого агрегатора началась с небольшой таксомоторной службы в Курганской области, а сейчас он занимает около 7,5% всероссийского рынка такси.
Доля достаточно известной в Москве и Санкт-Петербурге израильской компании Gett составляет 2,5%. По этому показателю фирма занимает лишь четвертое место в списке лидеров. Компания пришла в Россию в 2012 году и достаточно успешно стала работать в крупных городах (еще в 8, помимо Москвы и Санкт-Петербурга), но в последние годы потеряла часть своей доли из-за активности Яндекс.Такси и Uber.
Еще одним интересным игроком на рынке агрегаторов недавно стал «Ситимобил». Компания была основана еще в 2007 году в Москве в качестве таксопарка, в 2008 превратилась в агрегатора. С этого момента она стала постепенно занимать не самую большую, но стабильную долю московских перевозок. И вероятно, так продолжалось бы и дальше, если бы в начале 2018 года Mail.ru Group и «Мегафон» не вложили бы серьезные инвестиции в «Ситимобил», став его крупнейшими акционерами. На текущий момент прошло немного времени с момента инвестирования, но число пользователей уже увеличилось в 10 раз. И очевидно, что агрегатор не остановится на этом: он ставит амбициозные цели и готов затратить на это огромные средства, в том числе на обширную рекламу и ценовой демпинг.
В целом следует отметить следующие тенденции на рынке агрегаторов такси. Во-первых, крупные затраты продолжат быть нормой. Некоторые компании будут производить их из собственных средств, а некоторые — за счет привлечения инвесторов. Причиной затрат являются сложившиеся принципы завоевания клиентов посредством ценового демпинга и масштабной рекламы.
Во-вторых, скорее всего слияния агрегаторов продолжатся, поскольку они позволяют оптимизировать расходы и организационные моменты, а также укрепиться в войне с конкурентами.
Что касается используемых технологий, то, как показал опыт, предсказания экспертов о том, что такси будут заказывать только через приложения, пока не подтверждаются. И многие агрегаторы (к примеру, Яндекс.Такси) развивают телефонию. При этом компании,