Многие поездки в такси похожи друг на друга. Большинство пассажиров останутся довольны исключительно уже оттого, что водитель вовремя приехал на место подачи, аккуратно вел автомобиль с соблюдением ПДД, выбрал оптимальный маршрут и был вежлив. Однако иногда бывают ситуации, когда у клиентов возникают специфические запросы, или же клиент изначально настроен на конфликт. Случается также и то, что обстоятельства складываются не в пользу водителя такси. Что же делать в таких нестандартных ситуациях? Попробуем разобрать некоторые из них и найти решение.
Как поступить в случае, если пассажир требует нарушить ПДД? Возможно, клиент опаздывает на важную встречу и настаивает, чтобы вы увеличили скорость или совершили маневр в неположенном месте. Если ситуация не является экстренной, то мы рекомендуем вам не идти на поводу у пассажира. Не забывайте, что вся ответственность за нарушения ляжет на вас. Вы можете столкнуться с очень серьезными проблемами в случае ДТП. При крупных нарушениях вас могут лишить водительских прав. Это всё, не считая административных штрафов, вероятность получения которых очень высока с учетом достаточного количества постов ДПС, а также большого и все возрастающего числа камер в городе. Имейте в виду, что пассажиры зачастую обещают в таких случаях оплатить вам все дополнительные расходы, но на практике этого не происходит. Поэтому лучше будьте вежливы, но тверды в своем намерении соблюдать ПДД. Спокойно и тактично объясните пассажиру, что вы отвечаете за его жизнь и здоровье и не хотите рисковать. Вы также можете сослаться на соответствующие требования таксопарка, в случае нарушения которых вам может грозить наказание вплоть до увольнения (даже если это в действительности не так, пускай это будет «ложь во спасение»).
Еще одна непростая ситуация, с которой может столкнуться таксист, — это желание пассажира закурить прямо в автомобиле. На самом деле в настоящее время вероятность этого существенно снизилась. Во-первых, все больше людей бросают курить и интересуются здоровым образом жизни. А во-вторых, информированность населения о запрете курения в общественных местах постоянно повышается. Однако вы все же можете столкнуться с таким желанием пассажира. В этом случае вам следует отказать ему, но сделать это аккуратно и аргументированно. В первую очередь, вы можете сослаться на требование закона. Во вторую, можно сообщить клиенту о том, что после него в такси могут ехать люди, которым запах табака очень неприятен. В-третьих, вы можете сказать о том, что запах курения очень стойкий, вы не хотите портить машину, а кроме того, вас могут оштрафовать в таксопарке. И наконец, клиенту можно предложить решение: сделать остановку, чтобы он мог выйти и покурить.
Время от времени водитель такси сталкивается с тем, что нет возможности подъехать точно к месту подачи, указанному пассажиром в заказе. Въезд могут преграждать шлагбаумы, другие автомобили или иные препятствия. В таких случаях нужно сразу позвонить клиенту и сообщить, где вы находитесь. Бывает, что пассажиры отрицательно реагируют на это, ведь они ожидают такси в другом месте. В таких случаях ошибкой водителя является резкий тон, не говоря уже о проявлении грубости. Ведь в итоге уже в самом начале пути и пассажир, и таксист будут настроены негативно, что создаст благодатную почву для дальнейшего развития конфликта. Чтобы избежать этого, будьте вежливы и спокойно объясните клиенту, где именно вы находитесь и по какой причине не можете подъехать в указанное им место.
Бывает, что неприятные ситуации происходят по вине водителя. К примеру, уже будучи на заказе с клиентом, вы понимаете, что заканчивается бензин и нужно срочно заправиться. Конечно, пассажир может быть очень недоволен, что тратится лишнее время. Кроме того, ему точно не понравится, если ему придется заплатить за данное удлинение маршрута. Высока вероятность, что в такой ситуации удастся избежать конфликта, если вы завершите заказ раньше и, таким образом, предоставите пассажиру скидку за причиненные неудобства.
Как поступить, если, приехав на заказ, пассажир кажется вам подозрительным или неадекватным? В таком случае лучше отказаться от поездки. Если вы не отменяете заказы регулярно, то разовая отмена никак не повлияет на ваш рейтинг и другие показатели, а также не вызовет претензий со стороны таксопарка. При этом вы обезопасите себя и свою машину.
А что делать, если вы уже взяли пассажира, и в автомобиле он начинает вести себя странно? Если человеку плохо, то предложите открыть окно или остановиться. Будет хорошо, если у вас окажутся с собой одноразовые пакеты, салфетки и вода. В случае если клиент просто в плохом настроении и настроен поконфликтовать, то постарайтесь проявить терпение и выдержку, не вступая в словесную перепалку.
Надеемся, что данная статья поможет вам корректно выйти из нестандартных ситуаций, с которыми вы можете столкнуться при работе в такси. Помните, что предусмотрительность и внимательность позволят вам избежать многих конфликтов. А если вы все-таки попали в непростую ситуацию, то успешно разрешить ее помогут вежливость, спокойствие и готовность аргументированно обосновать свою позицию пассажиру.