История и перспективы электромобилей

Об электромобилях давно уже начали говорить как об «автомобилях будущего». В первую очередь, массовую поддержку они получают со стороны защитников окружающей среды. С конца 20 века забота об экологии стала популярным социальным трендом, а также вышла на международное обсуждение на уровне государств. Помимо экологичности, потребителей привлекает ожидаемая низкая стоимость заправки электромобилей, ведь электричество сейчас гораздо доступнее и дешевле бензина или газа. Различные технологичные компании активно подключились к развитию машин с электродвигателями, ежегодно предлагая новые усовершенствованные концепты. При всем при этом заметно, что развитие индустрии электромобилей идет не слишком быстрыми темпами, как можно было бы ожидать, исходя из ее преимуществ. Более того, находится достаточно экспертов, которые заявляют о том, что это в принципе тупиковая ветвь в автопроме, и никогда она не выйдет на массовый рынок. Таким образом, перспективы использования электромобилей до сих пор являются дискуссионными. Попробуем разобраться и сделать свой собственный прогноз.

Многие удивятся, узнав, что первые электромобили появились не в конце 20 века, а уже в 1830-ые годы. Более того, первым был внедрен в эксплуатацию именно автомобиль с электродвигателем, а не с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине. Какое-то время массовому распространению электромобилей мешало отсутствие легких и обеспечивающих более или менее длительную зарядку аккумуляторов. Но вскоре это вопрос был решен, и уже в 1870-ых годах были изобретены аккумуляторы, мало отличающиеся от современных. С этого момента электромобили стали быстро набирать популярность, их даже начали массово использовать в такси как в Европе, так и в Америке. В итоге в 1910-ых годах выпуск электрических автомобилей почти в 2 раза превышал выпуск бензиновых! Но в 1920-ых годах все изменилось. В то время массово строились автотрассы, и автомобиль стал рассматриваться как средство передвижения не только внутри города, но и для дальних поездок. И вот тут-то машины с двигателем внутреннего сгорания стали выходить на первый план, поскольку они могли перемещаться без «подзарядки» гораздо более длительное время по сравнению с их электрическими собратьями. Кроме того, примерно в это время были открыты богатые месторождения нефти, бензин стал стоить совсем дешево. Бензиновые машины совершенствовались: становились тише, безопаснее и комфортнее. Так, «золотой век» электромобилей закончился, и интерес к ним возродился лишь в 1990-ых годах.

Зарождение новой эры электрических автомобилей обусловлено существенным ростом загрязнения окружающей среды и необходимостью предпринимать меры для снижения вредных выбросов. Во многих странах в связи с этим были выпущены законы, ограничивающие допустимую величину выхлопных газов. Это подтолкнуло автопроизводителей к разработке совершенно новых концептов. Пионером стал General Motors, выпустивший на рынок на 1996 году электрокар под названием EV1. За ним последовали и европейские производители. На данный момент почти все крупные автоконцерны имеют как минимум одну модель электрического автомобиля. Огромную роль в распространении электрокаров играют государственные программы, обеспечивающие значительные субсидии потребителям – как при покупке (снижение налогов и пошлин, возврат части средств), так и при обслуживании (отмена платы за парковку и др.). Из европейских стран наиболее активны в популяризации таких автомобилей Нидерланды и Норвегия. Так, в Норвегии, известной очень высокими ценами на бензин, доля электрических машин уже превысила 5% от всего рынка.

Азиатские автопроизводители последовали за остальными и уже продемонстрировали значительные результаты. Недаром, одной из наиболее продаваемых моделей электромобилей в мире стала японская Nissan Leaf. Кроме того, один только Китай уже производит миллион электромобилей в год, причем эти автомобили характеризуются хорошим качеством и относительно низкой стоимостью. В Китае проблема загрязнения среды очень актуальна, в связи с чем китайское правительство реализует масштабные программы популяризации электрокаров: от щедрых компенсаций потребителям (до 18 тысяч долларов за покупку!) и до массового внедрения инфраструктуры (зарядных станций).
Отдельную историю представляет компания Tesla, которая выпускает исключительно высокотехнологичные электрические автомобили премиум-класса. Машины Tesla завоевали популярность в США, а не так давно этот американский концерн открыл свой первый завод в Европе, на котором выпуск машин уже превысил 20 тысяч единиц в год. Наиболее популярной как в мире, так и в России является модель Tesla Model S. Компанию характеризуют как инновационный прорыв последних лет, ее акции, как и продажи, стремительно растут. На компанию возлагают большие надежды в плане технологического развития и продвижения электромобилей. Стоит заметить, однако, что до сих пор Tesla является убыточной, несмотря на огромный интерес со стороны рынка.

Компромисс между бензиновым и электрическим двигателем был найден в гибридных автомобилях. Так, Toyota Prius стала весьма популярным и самым продаваемым в мире автомобилем такого типа. Причем по оценкам экспертов производство «гибридов» будет существенно расти, поскольку они отвечают потребностям общества в снижении вредных выбросов в атмосферу, сохраняя при этом все преимущества бензиновых машин.

Интересно, что одной из отраслей, проявляющей большой интерес к развитию электромобилей, является индустрия таксомоторных перевозок. Так, японский концерн Nissan стал одним из лидеров в продажах электрокаров со своей моделью Nissan Leaf именно потому, что он сделал ставку на электротакси. В итоге именно таксомоторные компании (преимущественно европейские) закупили большое количество этих машин.
Существует мнение, что именно такси в ближайшем будущем станут активно развивать и поддерживать индустрию электромобилей, особенно если цены на бензин продолжат расти. Переход на электрические автомобили сделает работу в такси

более прибыльной, ведь затраты на топливо составляют значительную долю расходов в это отрасли.

В России электромобили пока что мало ассоциируются с реальным средством передвижения.
Их ежегодные продажи еще не перевалили за отметку 100 единиц в год (и лишь за 2018 год, по прогнозам экспертов, эта цифра будет достигнута). У владельцев электрических транспортных средств возникают существенные сложности с их зарядкой ввиду отсутствия на отечественных дорогах соответствующей инфраструктуры. Кроме того, значительно тормозит распространение электрокаров у нас отсутствие каких-либо стимулирующих государственных программ, в отличие от тех же европейских и азиатских стран. На данный момент правительство поддерживает в качестве альтернативы бензину перевод машин на газомоторное топливо, объясняя это большей экологичностью, а главное – большей экономичностью газа. Каких-либо программ в пользу электромобилей пока не анонсировано.

Таким образом, индустрия электромобилей активно развивается в мире. Поддержка на государственном уровне играет на данный момент главенствующую роль в этом развитии. Заинтересованность крупных автоконцернов, их инновационные решения и технологические разработки также приносят значительные результаты. Внимание общества к охране экологии, рост различных «зеленых» движений усиливает интерес конечных потребителей к данным автомобилям. В связи с этим скорее всего доля электромобилей в будущем будет расти и, возможно, в конечном итоге превысит число машин с бензиновыми двигателями. Однако, как показывает практика, есть сложности на этом пути. Главные вызовы, стоящие сейчас перед производителями, — это высокая стоимость их инновационных продуктов и отсутствие однозначно удобного решения по зарядке. И, несмотря на то, что многое уже сделано в этом направлении, многое еще предстоит сделать. В связи с этим вероятнее всего за электромобилями стоит будущее, но это не ближайшее будущее.