Приближается долгожданная пора отпусков, а значит, многие поедут заграницу. Если за рубежом вы планируете воспользоваться такси, то вам будет полезно узнать некоторые особенности такси в разных странах.
Многие наши соотечественники считают, что в России водители недостаточно четко следуют правилам дорожного движения. Однако если вы окажетесь на юге Франции, то вы можете быть неприятно удивлены тем, что автомобилисты зачастую не включают поворотники, тем самым проявляя неуважение к другим водителям. А будучи на юге Италии (Неаполь, Сицилия и др.), вы вообще окажетесь поражены, насколько легко можно относиться к требованиям ПДД, словно их вообще не существует. Кроме того, водители там придерживаются очень агрессивного стиля вождения с резкими перестроениями, неожиданными маневрами и постоянно гудят друг другу. То же самое касается большинства азиатских стран, где дорожное движение может шокировать неподготовленного туриста. Но в большинстве европейских стран к ПДД относятся с уважением и следуют им, так что в этом плане там можно быть спокойным.
Следует отметить, что в Германии на трассах отсутствуют законодательные ограничения скорости. Поэтому если вы едете на хорошей машине и видите, что водитель такси разогнался до 200 км/ч, то не стоит думать о его неадекватности и судорожно вжиматься в сиденье. В Германии очень хорошие дороги и машины, поэтому такая скорость на трассах является вполне безопасной.
Во многих странах на машинах такси используется специальный зеленый огонек, сигнализирующий о том, что машина свободна. Во времена СССР в нашей стране, кстати, он тоже был обязательным атрибутом. Однако если вы окажетесь в Японии, то вам следует знать, что такси с зеленым светящимся сигналом говорят о том, что оплата будет производиться по двойному тарифу! А вот красный огонек, который обычно ассоциируется с тем, что машина занята, в Японии, наоборот, означает, что она свободна. То, что автомобиль занят, показывает желтый сигнал.
В США в крупных городах такси, как правило, желтого цвета. Возможно, у вас не получится заказать машину по телефону через диспетчера, поскольку – как ни странно — это не распространено. Традиционно сложилось, что такси ловят на улице, но их большое количество, так что вряд ли вам понадобится много времени на это. Также обратите внимание, что пассажиры в Америке ездят в такси исключительно на заднем сиденье, которое отгорожено от передних специальной прозрачной перегородкой.
Что касается стоимости таксомоторных перевозок, то она, безусловно, везде различается и зависит, в первую очередь, от уровня жизни в конкретной стране: чем он выше, тем обычно дороже и цена за такси. В большинстве европейских стран поездка на такси обойдется весьма недешево. В Великобритании стоимость таксомоторных перевозок и вовсе «заоблачная». Однако следует отметить, что если в Лондоне вам все-таки не обойтись без такси, то стоит вызвать его по телефону, а не ловить классический черный кэб на улице. Дело в том, что известные на весь мир лондонские кэбы стоят существенно дороже, чем другие такси.
В азиатских странах такси по счетчику в основном стоит недорого. Исключением является Япония, в которой стоимость такси соизмерима с европейской. Интересно, что в Китае имеет смысл обзвонить несколько компаний и узнать цену, так как стоимость от одной службы к другой может отличаться даже в два или три раза.
Проявляйте бдительность в туристических местах и на популярных курортах! Некоторые водители, желая дополнительно подзаработать на туристах, прибегают к обману. Чаще всего они либо сразу предлагают поехать «по договоренности», либо «забывают» включить счетчик, а в конце поездки сообщают об этом и называют свою сумму. Иногда таксометры еще и подкручивают с помощью специально приделанного механизма («турбины»). К подобным хитростям прибегают, к сожалению, таксисты во многих туристических странах, в частности, в Турции и Египте. Дабы себя обезопасить, садитесь только в такси с установленным таксометром, следите, чтобы его включили сразу, как только вы сели в машину (не раньше и не позже), и обращайте внимание, насколько быстро увеличивается цена. Если вам что-то не нравится в скорости увеличения стоимости или в поведении таксиста, то просите высадить вас в каком-нибудь оживленном месте. В случае если вы все-таки решились поехать не по счетчику, а по договоренности с водителем, то обязательно проговаривайте четко все детали. Уточните, точно ли он понял место, куда вам нужно (в идеале вообще указать его на карте); является ли цена окончательной и не может ли что-то на нее повлиять (пробки и т.д.); в какой валюте цена. Дело в том, что некоторые хитрые таксисты называют только цифру, и туристы думают, что речь идет о стоимости в местной валюте, а когда уже приезжают в пункт назначения, то оказывается, что цена якобы была обозначена в долларах.
Что касается чаевых в такси, то здесь вам лучше ознакомиться перед поездкой со спецификой конкретной страны. Но в целом можно сказать, что в странах с высоким уровнем жизни (в частности, в большинстве европейских стран) дополнительные чаевые оставлять не принято, при этом зачастую они уже изначально включены в счет. Исключение составляет США, где чаевые приняты практически во всех сферах, причем их уровень гораздо выше мирового – вместо стандартных 5-10% принято оставлять в районе 15% от суммы. Таким образом, там работа в такси щедро оплачивается. В странах с невысоким уровнем жизни чаевые таксисту весьма приветствуются. Также там есть традиция, что за помощь в переносе багажа, к примеру, от лифта отеля до машины следует оставить немного денег. Кроме того, почти везде нормальной практикой является не забирать мелочь со сдачи. Интересно, что в некоторых странах брать чаевые запрещено законом, например, в Китае. Если вы дадите водителю «на чай», а он откажется, то не стоит настаивать, так как человек поступает в соответствии с местными традициями и законодательством.
Желаем вам хорошего отпуска и исключительно позитивного опыта от поездок в такси за рубежом!