Почему такси желтого цвета ?

Сейчас можно встретить такси любой расцветки. Но все-таки мы привыкли считать, что классическое такси должно быть желтого цвета и обязательно с «шашечками» по бокам. Откуда же взялись эти представления, и что лежит в их основе?

Оказывается, желтый цвет стал ассоциироваться с такси благодаря американскому бизнесмену Джону Херцу. Он занимался продажей автомобилей в начале 20 века. Чтобы выиграть в конкурентной борьбе, он придумал и стал применять одну простую и понятную схему по меркам сегодняшнего дня, но инновационную по тем временам. Джон Херц принимал старые автомобили клиентов в качестве частичной оплаты за новую машину. Таким образом, американский предприниматель, если и не создал, то уж как минимум популяризовал систему trade-in.

Что же касается скопившихся у него подержанных автомобилей, то бизнесмен придумал гораздо более интересный вариант их использования, нежели разобрать на запчасти. Он стал использовать их в такси и в итоге заработал на этом больше, чем на продаже новых машин. Говорят, господин Херц подошел к запуску нового бизнеса по-научному: он попросил университет г. Чикаго провести опрос, какой цвет на улице американцам кажется наиболее заметным. В опросе победил желтый, и именно поэтому предприниматель основал компанию Yellow Cab и стал окрашивать все свои такси в этот цвет. Яркие машины сильно выделялись на фоне остальных, которые были преимущественно черными. Дело в том, что в тот период улицы Америки были заполнены «фордами». Это был золотой век инженерного и управленческого гения Генри Форда, реализовавшего свою революционную идею «доступного автомобиля» в форме модели Ford-T. Форд внедрил конвейерное производство, тем самым в разы снизив цену автомобиля. С целью снижения себестоимости модель Ford-T выпускалась только в одном цвете – черном. На фоне доступных, но одинаковых машин желтые такси были действительно заметны издалека. Они стали пользоваться популярностью, и эту идею подхватили в других странах.

Если в вопросе происхождения желтого цвета в такси в целом все единодушны, то по поводу истоков так называемых «шашечек» существуют различные мнения. Одно из них заключается в том, что характерный узор был позаимствован у гоночного флага. Именно флажок в черно-белую клетку символизирует финиш на автогонках. Видимо, перенос «гоночной расцветки» на таксомоторы намекал на быстроту их перемещения.

Однако вероятнее всего «шашечки» все-таки возникли по другой причине. В первой трети 20 века эмигрант из Одессы Морис Маркин основал в Чикаго компанию Checker Taxi. В переводе с английского checker означает «шахматная доска», «шахматный узор», а также «шашка». По всей видимости, владелец фирмы решил, что такой шахматный орнамент будет удачным дизайнерским решением для таксомоторов. Он сочетал в себе яркость, контрастность, элегантность и одновременно простоту и, соответственно, запоминаемость. Возможно, этот красивый и заметный элемент фирменного стиля стал одной из причин популярности компании у населения. Другой причиной стало то, что Маркин владел также автомобильным заводом и выпускал для своего такси собственные автомобили. Модель Checker Marathon стала по-настоящему культовой и, будучи непременным атрибутом крупных американских городов, фигурировала во многих литературных произведениях, а также в фильме Мартина Скорсезе «Таксист». И наконец, еще одной причиной популярности Checker Taxi стали, безусловно, оригинальные по тем временам управленческие решения. Господин Маркин ввел водительскую униформу для работы в такси, а главное – единые тарифы на поездки. Правда, говорят, эти решения одессит позаимствовал у уже упомянутого выше Джона Херца с его Yellow Cab… Как бы то ни было, обе фирмы шли в ногу со временем, предлагая потребителям то, что им было действительно нужно. В определенный момент две инновационные таксомоторные компании стали самыми крупными в Чикаго, но в итоге Маркин проиграл в конкурентной борьбе и даже переехал. Однако, как показала история, ненадолго. Благодаря производству собственных автомобилей, фирма Checker Taxi продолжала расти и спустя десять лет купила Yellow Cab. Джон Херц ушел из таксомоторной индустрии. После он весьма успешно развил компанию по прокату машин, ныне всемирно известную и носящую его имя – The Hertz Corporation. А Морис Маркин при этом стал владельцем крупнейшей таксомоторной компании в США, в фирменном стиле которой сочетались яркий желтый цвет и «шашечки» на бортах.

Вот так, вероятнее всего, и появилась классическая расцветка такси.