Прогресс в гибридных автомобилях: как не ошибиться в выборе?

Гибридный автомобиль, основываясь на информации из Википедии, — это транспортное средство, использующее для движения энергию более двух видов. Итак, если в автомобиле есть обычный ДВС, работающий на бензине, а также электродвигатель, который может параллельно или в индивидуальном порядке приводить тот же автомобиль в движение, значит этот автомобиль — гибридный.

История серийных гибридов началась в 1998 году, когда в Японии стали выпускать Toyota Prius. Но, чтобы прийти к разработке этого автомобиля, инженеры проделали нелегкий путь от идеи на бумаге до ее воплощения в опытных образцах.

Сама идея гибридного автомобиля родилась спонтанно. Всемирно известный инженер Фердинанд Порше задумал построить электрический автомобиль, но из-за громоздких аккумуляторов в конструкцию добавили обычный ДВС. Но позже именно это транспортное средство стало сенсацией на выставке в Париже в 1900 году. Однако после этого события интерес к автомобилю пропал.

Время не стоит на месте, поэтому инженеры двигались дальше. Новым витком истории развития гибридных автомобилей стало повышение цен на топливо и ухудшение экологии на планете в целом в 60-е годы. За развитие гибридных конструкций взялись ведущие компании автомобильной индустрии: General Motors и Daimler-Benz. Их разработки так и не стали серийными, но были воплощены в металле.

По-настоящему серьезный прорыв совершила компания Toyota, выпустившая на японский рынок модель Prius. На удивление маркетологов и самих разработчиков, первая (тестовая) партия автомобилей была распродана за сравнительно короткое время, и машина вошла в историю как самый продаваемый гибрид. Toyota Prius выпускается на сегодняшний день в третьем поколении, и именно в этой модели воплощены все современные разработки в области гибридных автомобилей.

Раз нам уже известна история создания, то стоит перейти к конструктивным особенностям. Догонять «ушедший поезд» в плане рынка гибридных машин бросились многие производители, поэтому сейчас существует множество различных конструкций гибридов.

Рассмотрим схему Toyota Prius. Автомобиль работает по последовательно-параллельной схеме, т.е. бензиновый двигатель, генератор и электродвигатель взаимосвязаны между собой и передают крутящий момент на колеса через планетарный редуктор, а он, в свою очередь, позволяет плавно менять скорость движения.

Компания Honda приняла решение разработать собственную схему гибридного привода. Так появилась система Integrated Motor Assist (IMA). Здесь, в отличие от Toyota, все по-иному. В IMA ДВС и электродвигатель имеют связь с колёсами через дифференциал, благодаря которому обеспечивается возможность работы силовых установок как по отдельности, так и совместно.

Еще одним вариантом действия гибридных установок является последовательная схема. Сам автомобиль приводится в движение только за счет работы электродвигателя. Но для того чтобы этот двигатель получал электроэнергию, присутствует двигатель внутреннего сгорания, который вращает генератор, а он уже заряжает тяговые батареи. Несмотря на малое количество автомобилей, работающих по такой схеме, у нее есть одно существенное преимущество. Заряжать этот автомобиль можно от обычной электросети, вследствие чего применение ДВС сводится к минимуму, а значит количество вредных выбросов сокращается на порядок.