Развитие такси в СССР

В предыдущей статье мы рассмотрели историю появления и развития такси в мире. Такси зародилось, по утверждениям историков, еще в Древнем Риме, а затем получило второе рождение в Европе, где в итоге и эволюционировало до современного состояния. А что же в нашей стране? Несомненно, такси в России прошло те же этапы, что и в мире, но все же имело свои особенности.

Частный извоз на Руси появился еще в 17 веке и был доходным занятием, особенно в крупных городах. Это привело к тому, что уже при Петре I на улицах образовалось большое количество извозчиков, и за ними даже пришлось установить специальный контроль. Так называемые «денные караулы» следили за соблюдением первыми таксистами правил дорожного движения. Так что можно сказать, что не только история такси, но и история ГАИ уходит корнями в далекое прошлое.

Во второй половине 18 века были утверждены законы, нацеленные на регулирование государством сферы извоза. Отныне всем извозчикам следовало регистрироваться, внося два рубля, и получать за этот «официальный статус» в виде металлической таблички с индивидуальным номером, которую они должны были прикреплять себе на спину. Чуть позже в Петербурге было выпущено еще распоряжение, согласно которому сани требовалось окрашивать в желтый цвет, а самим «таксистам» носить на работе желтые шапки в качестве опознавательных знаков. Вот откуда пошло современное представление о том, что классическое такси должно быть желтого цвета!

К 19 веку извозчики наводнили улицы крупных городов, и если раньше их состав был примерно однородным, то тут уже очевидно сформировалось классовое разделение. На низшей ступени находились так называемые «погонялки» — крестьяне на оброке, приезжающие в город подработать. Можно сказать, что они были предшественниками современных «бомбил». Самой массовой категорией извозчиков были «ваньки», работавшие на довольно стареньких экипажах и берущие умеренную плату за свои услуги. И наконец, прообразом бизнес-такси

были «лихачи», возившие аристократов на своих богатых экипажах. У лихачей всегда была красивая и здоровая лошадь, покрытая ковром, кареты были в отличном состоянии, сами извозчики одевались со вкусом. Лихачи «дежурили» у самых дорогих гостиниц, ресторанов и наиболее известных театров.

В начале 20 века лихачей постепенно стали вытеснять автомобили, которые называли «таксомоторами». И именно с этой поры пошло выражение «поймать мотор», то есть остановить такси. Однако кучеров с лошадьми в небольших городах и деревнях можно было встретить даже еще и после Великой Отечественной войны.

Первый российский автомобиль с таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1906 году. Годом спустя в Москве вышло на линию первое такси. В 1910 была учреждена компания «Санкт-Петербургский Таксомотор», использующая в качестве такси автомобили Ford.
К 1913 году таксомоторный бизнес был уже вполне неплохо организован в Санкт-Петербурге: в различных районах города были обустроены стоянки такси, работала круглосуточная диспетчерская служба для вызова машины по телефону.

После революции все таксомоторные компании были национализированы советской властью. Первыми машинами-такси, осуществлявшими официальные перевозки в Советском Союзе, стали французские Renault. В 1934 году был запущен выпуск отечественных легковых автомобилей. Широкое распространение получил ГАЗ-А, заменивший в такси все имеющиеся иномарки. Позже на смену ему пришли М-1 (известные в народе как «эмки») и ЗиС-101. После войны массовое распространение получили машины ГАЗ-М20 «Победа», и именно на них впервые появились «шашечки» и зеленый световой сигнал, означающий, что такси свободно. В конце 50-ых годов на долгую смену заступили автомобили «Москвич» и «Волга». Кстати, именно «Волга» стала кинематографическим символом советского такси: на ней ездил главный герой фильма «Три тополя на Плющихе», позже она фигурировала в фильмах «Бриллиантовая рука» и «Берегись автомобиля».

Что касается работников таксомоторной отрасли, то стоит заметить, что в 1930–40х годах вежливый, аккуратный и порядочный таксист был редкостью. Шоферы обсчитывали пассажиров, отказывались с легкостью от неинтересных им поездок, могли запросто высадить любого непонравившегося им пассажира. При этом аварии по вине водителя такси были частым явлением. После войны же ситуация кардинально изменилась, поскольку подготовку таксистов организовали на высоком уровне. ДТП с участием такси стало чрезвычайным происшествием, водители стали вежливыми и ответственными, стали внедряться стандарты обслуживания клиентов. Интересно, что стоимость проезда такси не менялась в СССР несколько десятилетий! Цена посадки составляла 10 копеек, а каждые последующие 100 метров оплачивались 1 копейкой. Поэтому к 70-ым годам даже многие рядовые граждане могли уже позволить себе поездку на такси не только в исключительных случаях.

После распада Советского Союза государственные таксопарки начали приходить в упадок и в конце концов перестали существовать. На смену им пришли частные компании, а также индивидуальные предприниматели на личных автомобилях. С этого момента начинается уже современная эпоха сферы такси.