Современные технологии в такси

Кажется, что еще не так давно таксисты общались с диспетчерами при помощи раций, а таксометр представлял собой специальный металлический прибор. Но вот уже рации заменили мобильные телефоны. Вслед за кнопочными «мобильниками» пришли смартфоны, на которые стали устанавливаться специальные программы-счетчики для такси, рассчитывающие стоимость поездки. Некоторые пожилые таксисты все еще с недоверием относятся к навигаторам и со снисхождением смотрят на своих молодых коллег, которые не знают не только расположение домов, но и некоторых улиц своего города. Теперь заказы уже могут передаваться напрямую от клиента водителю, минуя диспетчера, посредством Интернета и GPS. Но и это еще не предел. Прогресс не стоит на месте, и то, что недавно воспринималось как фантастика, уже стало реальностью или войдет в нашу жизнь в самое ближайшее время.


Так, к примеру, Яндекс.Такси и сеть автозаправочных станций «Газпромнефть» запустили сервис удаленных предрейсовых медосмотров для водителей такси. Предполагается, что АЗС будут оборудованы специальными аппаратами, которые смогут измерять основные показатели здоровья и готовности к нахождению за рулем: пульс, давление, отсутствие в крови алкоголя и наркотиков и даже степень усталости. Первый такой автоматизированный терминал был установлен на АЗС на Беломорской улице в Москве. Впоследствии было открыто еще несколько пунктов. Разработчики технологичного сервиса обращают внимание на его преимущества, а именно: точность идентификации водителя, короткое время прохождения процедуры (около 5 минут), точное и объективное получение всех необходимых данных, хранение их в электронном виде и мгновенная пересылка. Установка аппаратов на автозаправках является очень удачным решением, ведь АЗС расположены во всех районах города, кроме того, водители смогут совместить несколько дел: заправить автомобиль, выпить кофе и как бы между делом пройти медосмотр. Пока что новый сервис функционирует в тестовом режиме, но в планах есть его повсеместное внедрение. Если это произойдет, то очевидно, что значительно вырастет прозрачность предрейсовых осмотров, что приведет к повышению безопасности перевозок.

Еще одной технологичной опцией в такси станет система автоматического контроля состояния водителя. Не секрет, что пассажиры жалуются на то, что некоторые таксисты находятся за рулем будучи крайне уставшими, что создает угрозу жизни и здоровью. Компания «Яндекс.Такси» уже ввела для своих водителей алгоритм контроля времени работы. В случае если человек слишком долго находится на линии, программа предупреждает его о том, что пора отдохнуть, а через некоторое время отключает от заказов. Но это лишь первый шаг. В дальнейшем планируется внедрение технологии FaceID, которая сможет определить степень усталости шофера по его глазам и мимике. Предполагается, что специальная программа будет встроена в водительское приложение. Если программа определит, что водителю пора отдохнуть, она выдаст ему предупреждение, а после временно заблокирует доступ к заказам.

Проблемой контроля утомляемости водителей занимаются и другие высокотехнологичные организации. В частности, компания Ford разрабатывает инновационную бейсболку, позволяющую не уснуть за рулем. Придуманная ими Safecap выглядит как обычная кепка, но в действительности в нее встроены специальные датчики и сенсоры. «Умная кепка» понимает, когда водитель начинает засыпать, и будит его вибрацией и световыми сигналами.

Американская компания Affectiva поставила себе цель разработать технологию, позволяющую вычислить не только засыпание, но и потерю концентрации за рулем. Специальная программа «компьютерного зрения» уже умеет с большой степенью точности распознавать признаки невнимательности. В систему искусственного интеллекта загружены миллионы фотографий людей в различных состояниях, благодаря которым возможен автоматический анализ мимики, выражения лица и положения головы. Если программа заключает, что водитель отвлекся, то она предупреждает его специальным сигналом. Пока что был представлен лишь концепт новой технологии, но компания собирается реализовать его в ближайшем будущем.

Поскольку в такси все большее распространение получают алгоритмы автоматической раздачи заказов, становится все более актуальным вопрос идентификации водителя. В целях безопасности нужно следить за тем, чтобы к пассажиру приехал именно тот человек, который устроился на работу, то есть прошел соответствующую проверку, и чьи документы занесены в базу. Для этого Яндекс.Такси планирует внедрить систему авторизации водителей по лицу и по голосу. В самом начале работы в такси

новичку будет предложено сделать селфи и зачитать вслух небольшой текст. Эти данные загрузятся в базу. При дальнейших входах водителя в программу «Таксометр» (приложение для приема заказов) ему нужно будет повторить процедуру. Система будет сверять каждый раз новые данные с исходными и в зависимости от результата разрешать или отклонять доступ. Разработчики из Яндекс.Такси утверждают, что такая идентификация человека сразу по двум индивидуальным признакам дает очень высокую точность. Уже сейчас она свыше 90%, а после тестирований и доработок будет определять практически без ошибок.

Помимо этого, Яндекс.Такси вводит еще ряд технологичных инструментов, направленных на повышение безопасности поездок. Одним из них стал автоматический контроль за превышением скорости, который уже внедрен. Программа отслеживает по GPS местонахождение и скорость движения водителя и сверяет ее с разрешенной на данном участке дороги скоростью (эти данные доступны с Яндекс.Карт и Яндекс.Навигатора). В случае если определяется, что таксист едет более чем на 20 километров в час быстрее, чем предусмотрено ПДД, ему в Таксометр отправляется предупреждение. После нескольких таких предупреждений водителя блокируют — вначале на некоторое время, а затем навсегда.

Вот так стремительно высокие технологии приходят и в сферу такси.