Споры вокруг BlaBlaCar

Компания BlaBlaCar была основана в 2006 году во Франции и стала стремительно набирать популярность. На российский рынок она вышла в начале 2014 года. Если судить по некоторым интервью, темпы роста в России удивили самих основателей бизнеса. На текущий момент отечественный сегмент BlaBlaCar насчитывает 15 миллионов пользователей. Это при том, что их общее количество в 22 странах функционирования сервиса составляет 65 миллионов. Получается, что в России живет почти четверть всех пользователей.

По своей сути компания является так называемым карпулинговым сервисом или «райдшерингом», реализованным за счет Интернет-технологий. На сайте регистрируются автомобилисты, желающие взять с собой попутчиков ради интересного общения и небольшой компенсации бензина, а также люди, желающие стать этими попутчиками. В основном поездки осуществляются по междугородним маршрутам. Компания зарабатывает на комиссии за пользование сервисом, которую она берет с пассажиров в момент бронирования ими поездки. Основатели популярной Интернет-площадки говорят, что их детище выполняет важные экологические и социальные функции. Во-первых, карпулинг снижает трафик за счет объединения людей в одной машине, что сокращает объем вредных выхлопных газов. Во-вторых, такие поездки позволяют людям без автомобиля легко и быстро добираться до нужного им места, если туда не ходит общественный транспорт. Но все ли так просто и позитивно?

Представители BlaBlaCar все время подчеркивают, что их сервис не предполагает извлечение прибыли водителями от перевозок. А частичная компенсация топлива аналогична ситуации, когда друзья, к примеру, куда-то едут вместе и скидываются на бензин. На практике же все происходит по-другому. Многие российские пользователи BlaBlaCar отмечают, что с ростом популярности сервиса значительно выросло и число водителей, желающих заработать. Если раньше пассажир был один, максимум их было двое, то сейчас автовладельцы стремятся набить легковую машину «под завязку» и ехать на дальние расстояния вчетвером, а то и впятером!

Некоторые водители лишь иногда подрабатывают подобным образом. Однако есть и другая категория: автовладельцы, выполняющие регулярные перевозки через BlaBlaCar. По сути это нелегальные таксисты, которые за бесплатно набирают клиентов через популярный сервис. Более того, в их число с удовольствием вошли собственники автобусов и маршруток. Легко получая клиентов, не имея необходимости проходить специальные проверки и получать соответствующие разрешения, не платя налоги, они отлично зарабатывают посредством «карпулингового» сайта.

Что же говорят на это представители BlaBlaCar? Они сообщают, что по отзывам отслеживают недобросовестных автомобилистов и блокируют их аккаунты. Кроме того, по их словам, водители проходят ряд проверок, в том числе идентификацию по номеру телефона. Помимо этого, регистрировать на сайте можно только легковые автомобили. Все это, вероятно, вызывает лишь улыбку со стороны нелегальных водителей такси

, ведь обойти правила очень легко. Многие регистрируются под разными аккаунтами (приобрести сим-карту не сложно) и называют свой автомобиль легковым. После блокировки одной учетной записи можно завести другую и быстро набрать снова высокий рейтинг.

Число нелегальных перевозчиков, находящих клиентов через BlaBlaCar, оказалось настолько большим, что многие официальные междугородние перевозчики и даже автовокзалы оказались на грани банкротства! «БлаБлаКарщики» забирают у них подавляющее большинство пассажиропотока, делая их работу нерентабельной.

В итоге на BlaBlaCar было подано уже несколько судебных исков. Истцы выступают с требованием закрыть доступ к сайту в России. Произошла даже в некотором роде курьезная история. Осенью 2017 года Тимашевский районный суд, находящийся в Краснодарском крае, признал работу карпулингового сервиса не соответствующей законам РФ. В соответствии с процедурой далее сайт должны были заблокировать на всей территории России

. Так компания ООО «Комьюто Рус» (юридическое лицо, которому принадлежит бренд BlaBlaCar) могла бы потерять свой бизнес из-за решения небольшого районного суда. Однако владельцы сервиса обратились в вышестоящую инстанцию и выиграли там дело: решение Тимашевского суда было отменено.

В 2018 году на BlaBlaCar был подан еще один иск, к которому присоединились целых 27 компаний и ИП с аналогичным требованием — заблокировать сайт, поскольку он является площадкой для нелегальных коммерческих перевозок, что означает неуплату налогов и угрозу безопасности пассажиров. Пока что иск находится на рассмотрении, но перспективы его удовлетворения невелики. Сложилась ситуация из серии «все всё понимают, но доказать ничего не могут». Формально сервис предоставляет лишь информационные услуги и не позволяет при этом осуществлять перевозки в коммерческих целях, таким образом, законодательство РФ он не нарушает. Нарушают закон конкретные недобросовестные водители, но найти и уличить их также практически невозможно.

Интересно, что в других странах функционирования BlaBlaCar (22 государства, преимущественно в Европе) проблемы массового использования сервиса в коммерческих целях не наблюдалось, по крайне мере в суд никто не подавал. Это за исключением одной страны — Испании, где возникла аналогичная с Россией ситуация, то есть официальные междугородние перевозчики лишились большой части своего пассажиропотока из-за «блаблакарщиков». Владельцы популярной Интернет-платформы предстали перед судом в Мадриде в 2015 году, однако дело выиграли.

Таким образом, несмотря на споры вокруг BlaBlaCar, сервис продолжает работать в полной мере.