В последние годы рынок такси в России существенно изменился, и главным трендом стало стремительное развитие агрегаторов. Уже в 2017 году их доля в сфере таксомоторных перевозок по всей стране достигла одной трети, а в 2018 году еще увеличилась. Потребители от этого в целом выиграли, ведь цены на поездки стали намного ниже, а быстроты прибытия машин и комфорта в пути стало больше.
Интересно, что многие люди, пользующиеся услугами агрегаторов, не понимают главного принципа их работы, считая, что заказывают какое-то определенное такси. В действительности же у этих компаний чаще всего нет собственных автомобилей и водителей. Они обеспечивают приток клиентов, узнаваемость бренда, единые тарифы и единые стандарты качества, то есть отвечают за маркетинг, рекламу, ценообразование и организацию всего процесса (чаще всего с помощью IT технологий). При этом сами заказы выполняются различными таксомоторными службами, имеющими свои машины и нанимающими водителей, либо вообще водителями-частниками, работающими на своей или арендованной машине.
С приходом агрегаторов рынок такси сильно изменился для всех его участников. Что касается таксомоторных служб, то с них снялась задача поиска клиентов и обеспечения загруженности машин. Если раньше парковые автомобили большую часть времени простаивали в ожидании заказов, то сейчас при сотрудничестве с известным агрегатором они практически не стоят. Это упростило и возможность входа в бизнес, благодаря чему на рынке появилось много новых таксопарков. С другой стороны, невозможность влиять на ценообразование, а также на политику агрегаторов в области качества, взаимодействия с заказчиками и т.д. сделали таксомоторные службы совершенно зависимыми. Необходимость платить комиссию за каждый заказ, низкие тарифы и при этом обязательства по выплате зарплаты водителям и по обслуживанию и ремонту автомобилей зачастую заставляют работать таксопарки на грани рентабельности, в результате чего многие банкротятся и уходят с рынка так же легко, как и приходят на него. Отдельно стоит упомянуть «старые» службы такси, которые годами формировали свою клиентскую базу, тратя огромные средства на рекламу, пока наконец не стали крупными и узнаваемыми. Для этих компаний, конечно, приход агрегаторов стал катастрофой.
Водителей такси изменения в отрасли также затронули. С одной стороны, в связи с резким снижением тарифов их заработок с одного заказа сильно снизился. Теперь нужно выполнить намного больше заказов, чтобы заработать столько же, сколько и раньше. С другой стороны, весь процесс стал намного эффективнее и проще. Теперь не приходится долго ждать заказов; длинные подачи, когда нужно было проехать до клиента полгорода, остались в прошлом (что значительно экономит и время, и бензин). Кроме того, увеличилось число вакансий, благодаря чему устроиться на работу водителем такси стало значительно проще, чем раньше.
Что касается потребителей, то большинство из них безмерно рады новым тенденциям. Всегда можно рассчитывать на то, что машина приедет быстро и стоить будет недорого. Благодаря этому, многие кардинально изменили свои привычки: если раньше люди пользовались такси лишь в исключительных случаях, то сейчас это стало будничным делом. Кто-то ездит так до работы, до парикмахерской или в гости к друзьям, а кто-то регулярно вызывает машину от дома до метро. Есть, правда, один негативный момент, который, к счастью, касается совсем небольшой доли от общего числа потребителей. В случае если происходит серьезное ДТП, не всегда удается получить достаточную компенсацию. Люди зачастую считают, что крупная компания-агрегатор, через которую они заказывали такси, ответственна за их жизнь и здоровье. Вот тут-то они с неприятным удивлением узнают, что данная компания вообще не является таксомоторной службой, а лишь предоставляет информационные услуги, связывая потребителя и таксопарк между собой, то есть ответственности за саму перевозку как бы и не несет. К счастью, некоторые агрегаторы, к примеру, Яндекс.Такси и Uber все-таки решили данный вопрос посредством страхования поездок. Таким образом, в случае ДТП на заказе клиент может в дальнейшем обратиться в страховую и получить достаточную компенсацию, максимальный предел которой намного выше стандартной в таких случаях компенсации по ОСАГО.
Что же касается самих агрегаторов, то стоит отметить, что они вкладывают немалые средства в развитие своих сервисов. Работа в убыток для многих является нормой. Это неудивительно, поскольку зарабатывают они лишь на комиссии с заказов, а вынуждены расходовать средства на масштабную рекламу и маркетинг, кроме того, одним из сложившихся способов привлечения клиентов на этом рынке является ценовой демпинг. Для того, чтобы оптимизировать затраты и избавиться от конкурентов, некоторые агрегаторы предпочитают объединяться. Так, к примеру, поступили Яндекс.Такси и Uber, а также Fasten и RuTaxi.
В целом же рынок агрегаторов такси представляется всем его участникам интересным и перспективным.